Налог на прибыль: учет расходов на переговорыМинфин России разрешил учитывать в представительских расходах затраты на проведение переговоров с физическими лицами, являющимися как фактическими, так и потенциальными клиентами фирмы.
В составе представительских расходов выделяют затраты на прием и обслуживание представителей сторонних компаний, которые участвуют в переговорах в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества. То есть по умолчанию имеются в виду затраты на прием и обслуживание фактических партнеров. По мнению Минфина России, представительскими расходами можно считать и затраты не только на прием и обслуживание уже действующих партнеров, но и потенциальных.
Данное мнение основано на следующих нормах. Подпункт 22 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ предписывает учитывать в прочих расходах представительские издержки на официальную встречу и обслуживание представителей других организаций, прибывших на деловые переговоры.
Кроме этого, издержки на прием партнеров продиктованы целью поддержать сотрудничество и повысить лояльность привлеченных клиентов, а издержки на обслуживание потенциальных партнеров направлены на развитие бизнеса путем привлечения новых клиентов. Поэтому такие расходы являются экономически обоснованными при должном документальном обосновании, которые направлены на реализацию предпринимательской деятельности.
На заметку
В отношении учета представительских затрат установлено ограничение. Такие издержки в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
В письме Минфина России от 21.10.2014 № 03-03-06/1/53004 отмечено, что конкретный состав расходов на проведение официального приема не регламентирован в Налоговом кодексе РФ. Поэтому при принятии представительских затрат следует иметь в виду, что они должны быть экономически оправданы, направлены на осуществление предпринимательской деятельности и иметь убедительное документальное подтверждение. Аналогичный подход и у некоторых арбитров. Инспекторы доначислили налог на прибыль в связи с тем, что налогоплательщик отнес в состав представительских расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли, затраты на приобретение алкогольных напитков. Компания документально подтвердила факт несения спорных затрат в целях установления и поддержания сотрудничества с контрагентами, а также то, что расходы связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.
Судьи определили, что, поскольку статья 264 Налогового кодекса РФ не содержит перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов, то доводы заявителя являются обоснованными (постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 по делу № А55-14189/2012).
Какие расходы относятся к представительским
К прочим затратам относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других компаний, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.
Пункт 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ устанавливает, что к представительским расходам относят:
Расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики и лечения заболеваний к представительским затратам не относятся.
Как указано в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу № А69-1151/2013, следует различать случаи, в которых понесенные расходы являются:
Так вот: к представительским расходам нельзя отнести торжественное совещание по случаю юбилея учреждения. Не имеет значения в этом случае даже то, что:
Расходы на банкет для партнеров – не представительские
Расходы на проведение новогоднего банкета, на котором присутствовали партнеры, не включаются в состав представительских расходов (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 № 18АП- 11851/2014, 18АП-11853/2014).
Как известно, к представительским не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха. В состав представительских расходов компания отнесла затраты по проведению новогоднего банкета в ресторане.
По мнению суда апелляционной инстанции, данное мероприятие носит характер отдыха и к представительским услугам отношения не имеет, поскольку не направлено на расширение экономической деятельности.
Помимо этого, никаких документов в подтверждение проведения банкета для представительских, официальных, деловых, обучающих мероприятий не представлено.
Фирма обосновала проведение банкета тем, что основным видом деятельности является производственно-рекламная деятельность, поэтому праздничное событие было устроено для приобретения сотрудниками компании опыта в проведении праздников. Более того, на торжестве присутствовали контрагенты общества, что является продвижением услуг предприятия на рынке рекламы. Кроме того, мероприятие проводилось с целью наглядной динамики развития фирмы, а также ознакомления ее клиентов с новыми услугами, предоставляемыми обществом. Однако апелляционная инстанция признала включение расходов на проведение новогоднего банкета в состав представительских расходов неправомерным.
Комментируемый документ: Письмо Министерства финансов РФ № 03-03-06/2/32859 от 05.06.2015 "Налог на прибыль: расходы на переговоры".
|