Как остановить прокрастинацию с помощью принципов здоровой продуктивностиСразу берите на вооружение, не откладывайте на потом.
Прокрастинация – проблема не просто рабочая, а эмоциональная. И она только усугубляется, когда мы начинаем связывать свою самооценку с неспособностью вычеркнуть все пункты из списка дел. Всякий раз, когда мы читаем книгу, вместо того чтобы проверять рабочую почту, наш внутренний критик устраивает истерику и требует, что мы взяли себя в руки. Мы и сами рады бы перестать бездельничать и уделить всё своё время выполнению полезных задач, но прокрастинация мешает нам это сделать. Неудивительно, что многие ненавидят в себе эту привычку.
Победить прокрастинацию и не превратиться в фанатика продуктивности могут помочь следующие пять принципов. Некоторые из них представляют собой практические шаги, которые можно сделать сразу, а некоторые – это изменения в мышлении, которые потребуют времени и осознанности.
1. Не демонизировать прокрастинацию
Достичь намеченного результата, выполнив все до одного пункты из списка задач, далеко не единственная цель в жизни. Иногда наши самые приятные воспоминания связаны с моментами, когда мы откладывали дела на потом. Пили чай в дождливый день, сидя на подоконнике, читали интересную книжку, слушали музыку или болтали с друзьями обо всём на свете.
Вместо того чтобы фокусироваться на потраченном времени и упрекать себя за прокрастинацию, подумайте о том, какие препятствия стоят между вами и задачей, за которую вы хотели взяться, но так и не взялись. Почему вы не готовы её делать? Может быть, она скучная? Или слишком сложная и пугающая? Может быть, усталость не даёт вам сосредоточиться?
Ответы на подобные вопросы помогут вам не только приступить к работе, разбив, например, большую задачу на небольшие шаги или восстановив силы, но и перестать винить себя за прокрастинацию. Продуктивность сама по себе не цель – это средство для полноценной жизни.
2. Регулировать планку качества
Обязательные дела часто бывают трудоёмкими и утомительными. В идеальном мире мы могли бы бесконечно искать способы справляться с ними наилучшим образом или передавать скучные задачи искусственному интеллекту. Но пока это не всегда возможно, стоит разделять задачи в зависимости от того, насколько качественным должен быть результат.
Если в списке есть задачи, на которые можно потратить минимум сил и это не приведёт к негативным последствиям, надо перестать требовать от себя их идеального выполнения. Например, если кому-то платят деньги за то, что он шьёт платья или ремонтирует мебель, именно в этом и следует стремиться к безупречному результату. Но сразу выкладывать новую работу в соцсети или мгновенно отвечать на комментарии совсем не обязательно. Можно разрешить себе не тратить много времени на создание поста или проверять входящие сообщения раз в день. И не беспокоиться о том, что подобные задачи постоянно откладываются.
Такой подход освобождает энергию, которую можно потратить на более важные и приятные занятия. Поэтому пробегитесь по своему списку дел и подумайте, какие из пунктов попадают в категорию с высокой планкой качества, а для каких подойдёт средняя.
3. Комбинировать разные виды отдыха
Иногда во время пассивного отдыха, когда мы, например, смотрим сериал или листаем ленту в соцсетях, мы продолжаем подсознательно думать о делах. Чтобы по-настоящему переключаться в нерабочий режим, попробуйте добавлять в своё расписание больше активных занятий, которые полностью завладеют вашим вниманием. Например, читайте увлекательные книги, слушайте интересные подкасты, ходите с друзьями на квесты или квизы, тренируйтесь в спортзале. Отказываться от пассивного отдыха совсем не стоит, время от времени он тоже очень важен.
4. Брать меньше работы, чем можно сделать
Если вы не слишком хорошо умеете оценивать объём работы, который реально можете выполнять за день, начните засекать время. Следите за тем, сколько у вас занимает каждая задача, в течение нескольких месяцев. Параллельно можно делать заметки по итогам недели и записывать, когда вы почувствовали переутомление, а когда количество работы оптимально соответствовало вашим возможностям.
Через несколько недель вы начнёте лучше понимать, сколько времени вам требуется на разные задачи, и будете планировать дела соответствующим образом. При этом всё равно надо закладывать чуть больше времени. Люди не могут сохранять одинаковую работоспособность каждый день. Возможно, когда вы засекали время в первый раз, у вас был хороший день: вы отлично выспались, плотно позавтракали и были в приподнятом настроении. В плохие дни выполнение той же задачи может затянуться. Поэтому, если вы думаете, что успеете сделать десять дел, беритесь за девять.
Кроме того, реальное распределение рабочей нагрузки требует общения. Если вы чувствуете себе перегруженным, обсудите с руководителем возможность делегировать часть задач кому-то другому, откажитесь от каких-то обязанностей или попросите коллег о помощи. Это позволит отдавать приоритет более значимым делам.
5. Добавить гибкости в расписание
Кто-то предпочитает жить и работать по определённому графику, а кто-то любит, когда один день совсем не похож на другой. Поэтому вместо того, чтобы заставлять себя следовать идеальному продуктивному расписанию, надо учитывать свои предпочтения и создавать собственные правила, если это возможно.
В понедельник вы можете быть невероятно продуктивным, а во вторник вам захочется завернуться в одеяло и читать книгу. Не стоит воспринимать это как личную неудачу. Это реальность человеческого бытия, а вы человек.
Продуктивность индивидуальна. То, что работает для одного, не работает для другого. То, что подходит вам сегодня, может не подойти завтра. Поэтому ищите свой стиль работы и систему продуктивности, которая лучше других с ним согласуется, и готовьтесь проявлять гибкость.
Лиза Захарова, переводчик Лайфхакера
Источник: Лайфхакер
|